О.Р. Квирквелия
"МИРЯНЕ В ЕВАНГЕЛИИ"

Если исходить из подсознательно всем понятных дефиниций "мирянин" и "священник", надо будет признать, что Евангелия - книги о мирянах. В ветхозаветном понимании священниками не являются ни Иисус, ни апостолы, ни подавляющее большинство уверовавших в Него. А в новозаветном понимании священников еще просто не существует: само установление священства происходит на Тайной Вечере, т.е. практически на последних страницах Евангелий, а апостолы получают его в момент сошествия Святого Духа, т.е. вообще за пределами этих книг.

Правда, в то же время можно сказать, что Евангелия - это книги о священстве, но священстве царственном, к которому относятся все, уверовавшие в Него. Подобная интерпретация возможна, но для прояснения сущности и функций мирян не столь уж перспективна.

Мне представляется более оправданным подход, основанный не только на текстах Евангелий, но и на церковной традиции, согласно которой служащее, иерархическое священство базируется, имеет своим источником Двенадцать. Но тогда и миряне должны на ком-то базироваться, кого-то иметь своим источником. Т.е., если можно условно назвать апостолов в рамках Евангелий "протосвященниками", то должны быть и те, кого можно назвать "протомирянами".

Если согласно современным документам Церкви, миряне - это все крещенные, то очевидно, что подобный критерий не применим в Евангелии. И не только потому, что практически ни о ком, кроме самого Иисуса, не говорится в связи с крещением, но и потому, что сам смысл ветхозаветного крещения несколько иной. Так, в Ис. 44, 3 говорится: " ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих". А в Иоиль 2, 28-29: "И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего". "А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах.12,10). Во всех этих фрагментах речь идет о крещении Святым Духом, инициатива этого крещения полностью принадлежит Господу. У Иоанна Крестителя мы встречаем "крещение покаяния для прощения грехов" (Лк. 3, 3 и Мк. 1, 4). Это крещение было водою, в отличии от ожидаемого Иоанном Иисусова крещения Духом Святым и огнем: "Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем" (Лк. 3, 16; Мт. 3, 11), и в значительной степени сближалось по смыслу с исповедью (отпущением грехов), не ведя к изменению статуса человека. Таким образом, выделить в Евангелии мирян по признаку "крещенный" не представляется возможным.

Тогда миряне - это все, уверовавшие во Христа. В тексте мы определяем это как по прямому указанию, так и по использованию обращения "Господи". Третий признак - содержательный: содействие Иисусу в осуществлении Его миссии.
Надо отметить, что представительство в Евагелиях различных групп осуществляется следующим образом: даны несколько персонажей и указано, что таких много: двенадцать апостолов и ученики, Иосиф из Аримафеи и Никодим - и многие начальствующие, уверовавшие в тайне и т.п.

Однако, поскольку в документах Церкви утверждается, что не все ученики Христа, а именно Двенадцать - основание иерархической Церкви, то я исключу из своего рассмотрения апостолов, сохранив учеников. Несколько сложна ситуация с Иудой - с одной стороны, он апостол и, следовательно, находится вне рамок нашего анализа, с другой - он не присутствовал в горнице в день Пятидесятницы и тем самым не входит в основание иерархического священства. И хотя признак "мирянства" - уверование - нигде в Евангелиях по отношению к Иуде не отмечен, рассматривать его предательство как знак отсутствия веры нельзя - вера отнюдь не гарантирует верности (вспомним, хотя бы, апостола Петра). Но поскольку вопрос спорный, я особо останавливаться на этом персонаже не стану. Не буду я говорить также о Деве Марии - в силу ее особой роли в Церкви.

Рассмотрим сначала обстоятельства встречи людей с Иисусом. Сразу привлекают внимание исцеленные.

1. Некоторых Иисус исцелял по собственному почину ("И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая" - Мт. 12, 10-13; Мк. 3, 1-6; Ин. 6, 6-11; "Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий. Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему" - Мк. 1, 23-26; Лк. 4, 31-37; "Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его" - Лк. 7-15; "В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.." - Лк. 13, 10-16; "Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил" - Лк. 14, 2-4).

Несколько особняком стоят исцеленный при купальне ("Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус" - Ин. 5, 5-15) и слепорожденный ("И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии... Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю. Повели сего бывшего слепца к фарисеям... Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу. Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря. Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем... Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он. Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему" - Ин. 9, 1-38). Первый называет Иисуса Господом, т.е. верит в Него), но не знает Его имени и не просит об исцелении. Второй тоже не просит об исцелении, но знает, что исцелившего зовут Иисус, считает Его пророком, называет Господом, верит, что Он от Бога, но не знает, что Иисус - Сын Божий. И та, и другая ситуация знакомы нам в реальности - незнание Бога по имени и необращение к Нему за помощью характерно для многих учений; ну, а неполнота знаний о Боге вообще свойственна в той или иной степени всем.

Еще более интересен случай с Гадаринским бесноватым ("Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня... Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло... Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус" - Мт. 8, 28-34; Мк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-39). Бес, вселившийся в него, знает, что Иисус - Сын Божий. О том, что Иисус - Сын Божий, знает и бес другого одержимого (Мк. 1, 24 и Лк. 4, 34).

2. Еще ряд исцеленных были приведены к Иисусу родственниками и друзьями, т.е. в истоке была не их личная вера ("Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает" - Мт. 8, 5-13; Лк. 7, 1-10; "Он Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней. Подойдя к ней, запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им" - Мк. 1, 29-31; Лк. 4, 38-39; "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои" - Мт. 9, 1-7; Мк. 2, 1-12; Лк. 5, 17-26; "И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним" - Мт. 9, 18-25; Мк. 5, 21-43; Лк. 8, 40-56; "Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого" - Мт. 9, 32-33; "Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть" - Мт. 12, 22; "И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется" - Мт. 15, 22-28; Мк. 7, 24-30; "Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду" - Мт. 17, 14-18; Мк. 9, 14-28; Лк. 9, 37-43; "Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку" - Мк. 7, 32-36; "Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему" - Мк. 8, 22-26; "В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти" Ин. 4, 46-53). Конечно, здесь нужно говорить об уверовании тех, кто воззвал к Иисусу, а не тех, кого Он исцелил.

3. Остальные исцеленные сами обращались к Иисусу, и Тот давал им по вере их (" И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы" - Мт. 8, 2-4; Мк. 1. 40-45; Лк. 5, 12-16; "И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его, ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова" - Мт. 9, 20-22; Мк. 5, 21-43; Лк. 8, 40-56; "Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал" - Мт. 9, 27-31; "Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел" - Мк. 10, 46-52; Лк. 18, 35-43; "И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились" - Лк. 17, 12-19).

Таким образом, мы видим все три варианта встречи с Господом - по Его желанию, по настоянию близких и по собственной инициативе.

Но это, так сказать, пласт физического интереса к Иисусу, связанный с болезнью. Теперь посмотрим на тех, кого Господь заинтересовал как личность.

4. Среди них - ищущие, задающие вопросы ("Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голов" -Мт. 8, 19-20; "Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову" - Лк. 9, 57-58; интересно, что при полном совпадении текстов этих отрывков, они не считаются описывающими одно и то же событие; "Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог" - Ин. 3, 1-11; "Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне? Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал Ему: что есть истина?" - Ин. 18, 33-38. Правда, что касается Понтия Пилата, то он не сам пришел к Иисусу, но стремление понять он демонстрирует вполне отчетливо; "Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут" - Лк. 13, 23-24).

5. Некоторым людям (кроме апостолов) Иисус предлагает последовать за Ним ("Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов" - Мт. 8, 21-22; "А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" - Лк. 9, 59-62).

6. Еще один вариант встречи - присутствие при каком-либо чуде. Это пастухи свиней, видевшие исцеление гадаринского бесноватого (Мт. 8. 28-34; Мк. 5, 1-20; Лк. 8, 26-39). Здесь же можно рассматривать людей, знавших Иисуса по слухам или пораженных не столько чудесами, сколько Его личностью. Это служители ("Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей - схватить Его... Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек" - Ин. 7, 32-53), сотник у креста ("Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий" - Мт. 27, 54; Мк. 15, 39; Лк. 23, 47), женщина из толпы ("Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" - Лк. 11, 27), один из злодеев, распятых вместе с Иисусом ("Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" - Лк. 23, 40-43), самарянка ("Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить... Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную... Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему" - Ин. 4, 7-42), Закхей ("И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее" - Лк.19, 2-10). Если не отождествлять женщину, взятую в прелюбодеянии ("Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" - Ин. 8, 3-11), с Марией Магдалиной (а это отождествление представляется несколько натянутым, поскольку о Марии Магдалине известно, что Иисус изгнал из нее 7 бесов, но в сцене с женщиной, взятой в прелюбодеянии, ничего подобного нет), то и ее, видимо, стоит отнести к этой группе.

7. Некоторые люди пришли к Иисусу при непосредственной помощи Святого Духа. Это, конечно, Иосиф ("Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их... Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус" - Мт. 1, 18-25), волхвы ("Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" - Мт. 2, 1-12), Елисавета ("Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" - Лк. 1, 40-61), пастухи ("В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было" - Лк. 2, 8-20), Симеон ("Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" - Лк. 2, 25-32) и Анна ("Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" - Лк. 2, 36-38).

8. Видимо, через своих сыновей пришли к Иисусу Мария, мать Иакова и Иосии, Саломия, мать Иакова Младшего и Иуды Фаддея, и жена Клеопы ("Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим" - Мт. 27, 56; 28, 1; Мк. 15. 40-41; 15, 47; 16, 1-8; Лк. 23, 55- 24, 11; Ин. 19, 38-42).
Для целого ряда людей нам неизвестны обстоятельства их встречи с Иисусом. Мы знаем только об их уже сложившихся отношениях.

Итак, встреча с Иисусом могла состояться по Его воле, по желанию родных и близких, по причине стремления получить ответы на свои вопросы, в результате знания о чудесах и учении Христа и по "подсказке" Святого Духа. Есть масса возможностей, надо только суметь их использовать.

Теперь интересно посмотреть, как эта встреча повлияла на жизнь тех, кто ее удостоился. О судьбе очень многих мы практически ничего не знаем.

1. Особняком стоят человек, больной водянкой, и слепорожденный. Оба они после исцеления не отреклись от Иисуса. Гадаринскийбесноватый, будучи исцелен, хотел следовать за Иисусом. Здесь интересно прежде всего запрещение следовать - с одной стороны, и повеление рассказывать, о том, что сотворил Господь - с другой. Вспомним, что в большинстве случаев Иисус запрещает рассказывать - "Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им" - Мк. 1, 40-45; Мт. 8, 2-4; Лк. 5, 12-16; "Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той" - Мт. 9, 27-31; "Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении" - Мк. 8, 22-26).

2. Некоторые из тех, кому было велено не рассказывать о происшедшем с ними, возглашали свершившееся - прокаженный и двое слепых.

3. Один из 10 прокаженных - самарянин - вернулся поблагодарить Иисуса.

4. Вартимей последовал за Ним. Сюда же мы должны отнести Марию Магдалину ("Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов" - Лк. 8, 2) - она не только последовала за Иисусом и служила Ему, она стояла у креста, участвовала в погребении Христа, а на следующий день рано утром пришла ко гробу с благовониями. И именно ей первой явился воскресший Иисус. Женщины, пришедшие к Иисусу через своих сыновей, тоже следуют за Ним и служат Ему. Некоторые из них стоят у Его креста, приносят благовония к Его гробу.

5. К какой-то из групп исцеленных относится и Симон прокаженный, в доме которого останавливается Иисус ("Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного..." - Мт. 26,6; Мк. 14,3). И пусть он не последовал за Христом, но он постарался как смог облегчить Ему Его земной путь. Видимо, путь вопросов привел к Иисусу и Иосифа из Аримафеи. Он и Никодим, хотя и не последовали за Христом, старались что-то сделать для Него - по крайней мере, после Его смерти ("После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко" - Мт. 27, 57; Мк. 15, 43-46; Лк. 23, 50-53; Ин. 10. Есть также те, о чьей первой встрече с Иисусом Евангелия не сообщают, но чье участие в Его жизни и стремление помочь Ему в Его земной жизни очевидно. Это человек, предоставивший Иисусу горницу для празднования пасхи и человек, несший кувшин и показавший дорогу апостолам ("И посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в город; и встретится вам человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним и куда он войдет, скажите хозяину дома того: Учитель говорит: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую, устланную, готовую: там приготовьте нам" - Мт. 26, 18; Мк. 14, 13-15; Лк. 22, 10-12), некто, привязавший осла, на котором Иисус въехал в Иерусалим ("Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда. Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: что делаете? зачем отвязываете осленка? Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их" - Мт. 21, 2-3; Мк. 11, 2-6; Лк. 19, 30-34), Иоанна и Сусанна, служившие Иисусу во время Его странствий ("После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли
семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим" - Лк. 8, 1-3). Особое место занимают Лазарь и его сестры - Мария и Марфа. Лазарь лучше всего известен по рассказу о его воскрешении (Ин. 11, 1-44) и о вечере за 6 дней до пасхи (Ин. 12, 1-8). За Иисусом он не следовал, Его учеником не назван, да и сам не обращается к Нему с какими-либо словами. Марфа упоминается в рассказе о воскрешении Лазаря. Она же готовит ужин Иисусу (Лк. 10, 37-42). За Иисусом она тоже не следовала, она просто Его кормила. Ее сестра Мария присутствует во всех трех рассказах. Ее часто отождествляют с Марией Магдалиной, однако я, честно говоря, не понимаю, на каком основании. Равно как и неясно, почему делается вывод, что она (или они) была великая грешница - ведь изгнание бесов совсем не обязательно означает греховность в прелюбодеянии. Для Закхея встреча с Иисусом стала началом новой жизни. Сюда же можно отнести и женщину, омывшую ноги Христу в доме Симона фарисея ("И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром" - Лк. 7, 37-50). Об обстоятельствах их первой встречи нам ничего неизвестно (а может быть, эта встреча и была первой, возможно, женщины пришла к Иисусу просто услышав рассказы о Нем). Но омывает она ноги Христа в Галилее в 28 году и никак не может быть женщиной, взятой в прелюбодеянии в Иерусалиме в 29 году.

6. Некоторым из тех, кто пришел к Иисусу с вопросами, Он велел следовать за собой - и неизвестно, повиновались ли они. Некоторые хотели следовать сами - и неизвестно, разрешил ли им Иисус.

7. Среди тех, кого привело к Иисусу личное впечатление или свидетельства, отметим пастухов свиней, ставших свидетелями исцеления бесноватого - они попросили Христа отойти из их пределов.

8. Судьба почти всех людей, чья встреча с Иисусом состоялась благодаря вмешательству Святого Духа, тоже неизвестна. Только для Иосифа и Симеона она имела реальные и значимые последствия (во всяком случае, насколько мы можем судить).

9. Отдельную группу составляют те, в чьем доме Иисус проводил публичные беседы. Это Симон фарисей ("Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей, пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница. Обратившись к нему, Иисус сказал: Симон! Я имею нечто сказать тебе" - Лк. 7, 36-50), еще один фарисей ("Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег" - Лк. 11, 37-53), начальник фарисейский ("Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним" - Лк. 14, 1-14). Почему они приглашали Христа и имели ли эти встречи какие-либо последствия для хозяев - неясно.

Есть еще два человека, о которых вообще трудно что-либо сказать. Это некий нагой юноша, последовавший за арестованным Иисусом ("Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них" - Мк. 14, 51-52). Непонятно, ни что он делал в саду, ни почему он был нагой, ни зачем пошел за Иисусом... Второй - некто, изгоняющий бесов именем Иисуса ("При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня" - Мк. 9, 38-40; Лк. 9, 49-50). Что привело его к вере - неизвестно, но что он уверовал - ясно, т.к. иначе он не смог бы изгонять бесов.

Все эти реакции на встречу с Богом нам хорошо знакомы: для некоторых она не имеет никаких последствий, некоторые просят поскорее покинуть их. Одни тут же нарушают Божью волю, другие все-таки догадываются возблагодарить. Для некоторых кажется достаточным участие в дискуссиях, а для некоторых - не отречься под нажимом начальствующих. И все же есть те, для кого встреча с Иисусом становится поворотным пунктом в судьбе. Они могут оставить все и последовать за Ним. Но возможен и иной путь - остаться на месте, но помогать Ему всем, чем возможно. Какой путь лучше? Может быть, стоит поискать ответ на этот вопрос не в отношении уверовавших к Иисусу, а в отношении Иисуса к уверовавшим. Но оно проявляется отчетливо очень редко.
Прежде всего, Он вообще почти не обращается, не называет тех, с кем говорит. По имени Он зовет Петра ("И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня" - Лк. 22, 31; 22, 34; Ин. 1, 42; 21, 15-17), Симона фарисея (Лк. 7, 40), Закхея ("Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме" - Лк. 19, 5), Иуду ("Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?" - Лк. 22, 48), Марию Магдалину ("Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!" - Ин. 20, 16), Марфу, Марию и Лазаря - здесь представлены почти все группы уверовавших, кроме исцеленных. Последних Он называет дщерь ("Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром" - Мт. 9, 22; Мк. 5, 34; Лк. 8. 48) или женщина ("Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час" - Мт. 15, 28; "Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего" - Лк. 13, 12). Так же Он обращается к женщине, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8, 10). Мать Марию Он зовет Жено ("Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" - Ин. 2, 4), а Марию Магдалину - жена ("Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его" - Ин. 20, 15). Интересно, что здесь есть только обращения к женщинам, мужчин Он вообще никак не называет.

Только к ученикам Иисус обращается маловерные ("Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина" - Мт. 8, 26; 14, 31; 16, 8). Их же Он называет Мои ученики ("По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" - Ин. 13, 35).

Обращение друг, друзья Иисус использует по отношению к предателю Иуде ("И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных... Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?" - Мт. 26, 50), любимому Лазарю ("Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его" - Ин. 11, 11) и маловерным ученикам ("Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего" - Ин. 15, 14; Лк. 12, 4).

Прямое описание душевного состояния Иисуса встречается еще реже - иногда Он строг к исцеленным ("И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал" - Мт. 9, 30; "После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его" - Мк. 1, 43). Наиболее эмоционально выражено Его отношение к смерти Лазаря - Он воскорбел духом и возмутился (Ин. 11, 34), прослезился (Ин. 11, 35) и внутренне скорбел (Ин. 11, 38). Любит Иисус Своего ученика Иоанна, Лазаря, Марию, Марфу ("Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря" - Ин. 11, 5) и богатого юношу, стремящегося обрести жизнь вечную ("Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест" - Мк. 10, 21). О последнем, кстати, мы даже не можем утверждать, что он уверовал.

Эти наблюдения очень трудно интерпретировать без опасения подойти к ним с чисто человеческой меркой. Поэтому я не буду пробовать это сделать. Мне кажется достаточным то, что миряне вполне могут быть друзьями Иисуса, любимыми Им, быть для Него личностями. Ничуть не меньше, чем апостолы.

Подведем краткие итоги. Мы можем встретиться с Иисусом при любых обстоятельствах - в болезни, в грехе, в любознательности, будучи рядом со своими близкими, и просто случайно. К Нему нас могут привести разные пути - чудо, разумные доводы, откровение Святого Духа, любовь к близким, эмоциональное воздействие личности - Его или уверовавшего раньше нас. Мы можем по-разному отреагировать на эту встречу - посвятить Ему свою жизнь - как Богоматерь и Иосиф, последовать за Ним - как апостолы, Вартимей, Иоанна, и Сусанна, склониться перед Ним в благоговении и вернуться к обычной жизни - как волхвы, Анна и исцеленный самарянин, коренным образом изменить свою жизнь - как Вартимей и Мария Магдалина, вести обычную жизнь, но стремиться помочь Ему по мере своих сил - как Мария, Марфа, Лазарь, Никодим, Иосиф из Аримафеи, возглашать Его имя - как некоторые из исцеленных и изгоняющий бесов, испугаться - как пастухи свиней, получить помощь, прощение грехов и забыть - как 9 из 10 исцеленных прокаженных. Но практически в любом случае (может быть, кроме двух последних) у нас есть возможность стать Его ближними. Главное - суметь ею воспользоваться.

И лишь одно замечание напоследок. Никого из мирян Иисусу не пришлось звать за Собой и привлекать к Себе. Они пошли (если пошли) сами.

На верх страницы