Столь странная тема порождена убежденностью в том, что в молитве должны принимать
участие не только душа, но и тело - храм Святого Духа. Игнорирование роли тела,
к сожалению, весьма распространено и имеет длительную. Попытаемся сместить акценты
в разговоре о молитве. При этом будем касаться прежде всего молитвенных упражнений,
а не участия в ходе богослужений или таинств, а также именно молитв, произносимых
вслух, всеми вместе или в диалоге.
"Месторасположение" души - вопрос спорный, но с точки зрения физиологии
она связана прежде всего с мозгом и сердцем. А следовательно, наибольшее значение
имеют такие функции организма, как дыхание и кровообращение. Вот на них и сосредоточим
свое внимание.
Понятно, что тело не должно мешать молитве, не должно отвлекать от нее внимание
на себя, а это значит, что ему должно быть удобно и комфортно. Конечно, в истории
святости известны случаи глубокого молитвенного сосредоточения в самых сложных
условиях - на голом камне, в мороз и пр. Но эти строки - для тех, кто еще не
достиг таких высот, кто еще только стремиться к святости. А такому человеку
хорошо известно, как трудно удержать внимание на молитве, если откуда-то дует,
если очень хочется есть или пить и пр.
С точки зрения кровообращения большое значение имеет одежда - она не должна
быть тесной, чтобы не пережимать сосуды, желательно, чтобы она была из натуральных
тканей, чтобы кожа дышала, и соответствовала погоде. Взглянем на монашеские
сутаны - а ведь именно монахам надлежит проводить время в молитве. Сутаны просторны
и удобны. Вопрос не только в том, чтобы ничего не натирало, не давило, т.е.
не вызывало ощущение дискомфорта. Тело, как и душа, должно быть открыто к молитве,
и если что-то с ним и делается, то нечто, имеющее своей целью способствовать
общению с Богом. Полностью избежать использования синтетических материалов в
одежде на сегодня, наверное, почти невозможно - чего стоят только женские колготки!
Но по крайней мере верхняя часть, а лучше - весь торс должен дышать свободно.
Еще одно качество одежды - грубое (в меру) волокно. Опять-таки вспомним монашеские
одеяния. Грубое волокно, соприкасаясь с кожей, производит микроиассаж, что также
улучшает кровообращение.
Но тело должно не только не мешать, но и помогать в молитве. К сожалению, наша
жизнь зачастую столь суетна, что приходя, а чаще прибегая, на молитвенные упражнения,
нам просто трудно войти в требуемое состояние. Мы переполнены проблемами и заботами,
когда от нас требуется спокойствие и сосредоточенность. И в этом может помочь
тело. Известно, что состояние души проявляется в определенных физиологических
параметрах, и прежде всего в сердцебиении и дыхании. Волнуясь, мы часто дышим
грудью, а кровь стучит в виски. Успокаиваясь, мы дышим глубоко и ровно, пульс
становится медленным и размеренным. Известно также, что возможен и обратный
путь - сердцебиение и дыхание если не определяют состояние души, то провоцируют
его. Значит, можно управляя дыханием (это проще, чем управлять сердцебиением),
помочь себе войти в молитвенное состояние. Дыхание можно различать длинное и
короткое: длинное дыхание более свойственно созерцанию - молитвенной медитации,
короткое - эмоциональному диалогу - молитве в интенции. Различают также дыхание
верхнее - грудью, - и нижнее - животом. Дыхание верхнее - эмоционально, нижнее
- спокойно.
Помогает также в молитве прапвильно выбранная поза. Среди наиболее распространенных
молитвенных поз отметим "стоя", "сидя", "стоя на коленях"
и "сидя на коленях". Поза влияет прежде всего на кровообращение. При
позе "стоя" кровь отливает от головы и медитация неглубока. К тому
же она быстро вызывает усталость и тем самым не способствует длительной молитве.
Позы "сидя" и "стоя на коленях" в этом смысле предпочтительней
- при них пережимаются сосуды ног и кровоснабжение мозга улучшается. Позы "сидя"
и "сидя на коленях" влияют также на дыхание - понятно, что сидя нижнее
дыхание затрудняется, доминирует верхнее, а значит, лучше удается сосредоточиться
на молитве-интенции, чем на медитации. Поза "стоя на коленях" (как
и "стоя") дает большую возможность использовать нижнее дыхание, а
также комбинировать типы дыхания. Не случайно именно коленопреклонение является
основной молитвенной позой.
Вышеизложенного, наверное, достаточно, для того, чтобы правильно подготовить
свое тело к молитве в зависимости от ее типа и содержания. Перейдем к вопросу
о диалоговых молитвах. "Единодушная молитва" может пониматься и как
"единовдошная", т.е. ритм дыхания в молитве должен быть одним у всех
участников. Смысл этого понятен из предыдущего абзаца - единый вдох во многом
предопределяет и единый дух в смысле настроенности. Общее правило дыхания в
диалоговой молитве - в то время, как один голос говорит на выдохе, второй делает
вдох и наоборот. Вдох должен длиться почти весь выдох "партнера" и
заканчиваться за один слог до конца произносимой им строки. Это последний слог
уходит на задержку дыхания. Приведем в пример литанию. Здесь долгий вдох завершается
резким и коротким выдохом: "Мария, царица апостолов (вдох) - молись о нас
(выдох)". Это молитва, так сказать, "тонизирующая". Чтение розария
значительно более уравновешено - длинный вдох переходит в столь же длинный выдох.
Такая молитва способствует медитации, углубленному размышлению, в данном случае
- над тайнами розария. В диалоговой молитве большое значение имеет ритм, который
задается, как правило, читающим первые строки - чаще всего, это священник или
монахиня, хотя в последнее время молитвенные упражнения проводят и миряне. Этого
ритма необходимо придерживаться, поскольку ведущий духовные упражнения знает,
к какой цели стремится и имеет некий план ее достижения. Если он задает быстрый
ритм, значит, в его план входит эмоциональное сопереживание, если медленный
- значит, предстоит вникнуть в смысл произносимых строк.
Теперь можно перейти к более сложной теме - как правильно подготовить молитвенные
упражнения. Необходимо учитывать, что у молитвенных упражнений должна быть четко
осознаваемая цель - размышление, вознесение благодарений, прошение и т.д. В
зависимости от этой цели следует подбирать молитвы, а затем и определять их
ритм, позу и пр. Два момента являются более или менее стандартными - в начале
имеет смысл ставить молитву, приводящую в состояние покоя, поскольку люди должны
выйти из ситуации города с его суматохой, а в конце стоит провести молитву более
энергичную, типа литании, в плане подготовки человека к переходу в "рабочий"
ритм. Нужно также учесть, что слишком долгое напряженное эмоционально состояние
утомляет, и человек или подсознательно стремиться сбросить напряжение, или перевозбуждается.
Слишком длительное созерцание может плавно перейти в "сон на религиозную
тему". Поэтому при проведении реколлекций или длительных молитвенных упражнений
следует высчитать архитектонику молитвы, чередуя и типы молитвенных состояний,
и позы, и типы дыхания. Опыт подсказывает, что медитация дольше 40 мин. многим
дается с трудом. Чтение больше одного круга розария подряд - тоже. Очень хорошо
вводить в упражнения псалмы - они требуют некоего усредненного дыхания и могут
служить переходным моментом от одного типа молитвы к другому. Но если вам поручено
самим подготовить программу упражнений, обязательно заранее сами прочтите все
подготовленные тексты вслух, обращая внимание не только на их содержание, но
и на свое физическое и эмоциональное состояние и на свои ощущения.
В молитве все должно быть обращено к Богу, весь человек в едином порыве. Может
быть, кому-то покажется, что здесь игнорируется роль искреннего чувства, что
такой подход чрезмерно рационален и физиологичен, но это - не о спонтанной молитве,
рождающейся из глубины мгновения, а о заранее запланированных упражнениях. А
эмоции редко возникают по расписанию. Не касаемся мы также содержания самой
молитвы - это уже, действительно, "из другой оперы". Но молиться надо
не только хотеть, но и уметь - уметь, учитывая всю совокупность факторов.
(с) 2000, Культурно-просветительский
центр "Вера и мысль"
|